24
Редакция. Шебуев за своим рабочим столом, держит тетрадку Хлебникова. Приходит Каменский.Каменский. Как вам?
Шебуев. Ты уже заплатил…(
смотрит на имя на тетради) Хлебникову?
Каменский. Аванс.
Шебуев. Сколько?
Каменский. Двадцать.
Шебуев молчит.Каменский. (
С воодушевлением) Но сегодня я его встретил, а у него ни копейки. Он рассказал, что зашел в кавказский кабачок съесть шашлык под восточную музыку, но музыканты его окружили, стали играть, петь, плясать лезгинку, и Хлебников отдал весь свой первый аванс. «Ну хоть шашлык-то вы съели?» - спросил я. А он рассеянно улыбался: «Нет... не пришлось... но пели они замечательно. У них голоса горных птиц».
Шебуев. Да-а-а… Интересно, интересно.
Каменский. Очень. Мы ходили к нему пить чай, очень хотелось узнать, как он живет, где, в каких условиях. Был поражен: он живет около университета, и не в комнате, а в конце коридора квартиры, за занавеской. Там стоят железная кровать без матраца, столик с лампой, с книгами, а на столе, на полу и под кроватью листочки со стихами и цифрами. Но Хлебников правда не от мира сего и ничего этого не замечает.
Шебуев. Очень все это интересно.
Каменский. Да!
Шебуев. Нет! Вася, в пассаже выставка картин, современники живописят. Изучи и напиши рецензию.
Каменский. Уже лечу! Сарынь на кичку!
Шебуев. Что?
Каменский. Ничего.
Шебуев. Вот, да.
25
Выставка. Среди картин и публики ходит Корней Чуковкий. Он подходит к одной из картин.Чуковский. Гениально! Восхитительно! Зеленая голая девушка с фиолетовым пупом! Кто же это такая? С каких диких островов? Нельзя ли с ней познакомиться?
Критик. Но почему она зеленая? С таким же успехом ее можно было сделать фиолетовой, а пуп зеленым? Вышло бы наряднее.
Художник. Мы, художники-импрессионисты, даем на полотне свое впечатление, то есть импрессио. Мы видим именно так и свое впечатление отражаем на картине, не считаясь с банальным представлением других о цвете тела. В мире все условно. Даже солнце: одни видят золотым, другие – серебряным, третьи – розовым, четвертые – бесцветным. Право художника видеть, как ему кажется.
Каменский. (
Крайне воодушевленный речью) Кто это говорит, кто?
Чуковский. Это сам художник, приват-доцент Военно-медицинской академии доктор Николай Иванович Кульбин.
Критик. Сумасшедший доктор.
Каменский. А вы?
Чуковский. Корней Чуковский.
Каменский. Очень рад…
В другом конце зала раздается густой, брюшной, почти дьявольский хохот. Все движутся туда. Это смеются братья Бурлюки.Бурлюк. Мы – мастера современной живописи, открываем вам глаза на пришествие нового, настоящего искусства. (
Указывает на картину) Этот бык – символ нашего могущества, мы возьмем на рога всяких обывательских критиков, мы станем на лекциях и всюду громить мещанские вкусы и на деле докажем правоту левых течений в искусстве.
Критик. Детишки в дырявых штанишках.
Каменский. Как ваша фамилия?!
Бурлюк. Давид и Владимир Бурлюки.
Каменский хватает Бурлюка за руку, крепко жмет.Каменский. Василий Каменский. Из альманаха «Весна».
Бурлюк. Критик, что ли?
Каменский. Нет, нет, нет, нет. Я хочу взять у вас интервью.
Бурлюк. Зачем? Вон Кульбин стоит. Вон Татлин. Филонов, Малевич наконец…
Каменский. Я никого пока не знаю. А ваши слова о быке, о вкусах… мне как родные.
Бурлюк. Коль так, пойдем чайку выпьем.
26
Дома у Бурлюков. Бурлюк держит в руках тетрадку со стихами Каменского.Бурлюк. Да, Василий, твои стихи никто не издаст!
Каменский. Все так плохо?
Бурлюк. Все так хорошо! Пойми, несмотря на революцию, величайшая область русского искусства осталась не задетой освежающими ветрами из утр будущего.
Каменский. Да! Да! Ты чертовски прав! Страна тонет в болоте! Нужна чистая вода! Надо…
Бурлюк. Надо взять почин-вожжи в руки и действовать организованно, объединив новых мастеров литературы, живописи, театра, музыки в одно русло течения.
Каменский. Да! Культурная революция!
Бурлюк. Только вот революция без революционеров – это хрен собачий.
Каменский убегает, возвращается с Хлебниковым.Каменский. Хлебников – гениальный поэт!
Каменский отдает тетрадь Хлебникова Бурлюку. Давид Бурлюк читает.Бурлюк. Добро пожаловать, брат!
Хлебников. Это… благодарю…
Каменский. Банда собирается!
Каменский свистит в четыре пальца.Каменский. Сарынь на кичку!
Ядреный лапоть
Пошел шататься по берегам.
Бурлюк. Что это?
Каменский. Ничего…
Хлебников. Вообще… здорово! Бодро!
Каменский. Да?
Бурлюк. Да, брат! Отлично! То, что нам нужно!
Каменский. Это я сочиняю песню о Степане Разине…
Бурлюк. Песню?
Каменский. По мне – песня сильнее меча.
Бурлюк. Браво! Браво, брат!
Появляется Ионов.Ионов. (
Аплодируя) Браво! Браво!
Бурлюк. А вы кто?
Ионов сует ему свою тетрадку.Хлебников. Он… он из будущего!
Бурлюк. Отлично! Нам такие нужны!
Хлебников. Это…
Бурлюк уводит Хлебникова.Бурлюк. Пойдем, брат…
Хлебников. Не… Метафора…
Бурлюк. Поедим, как следует. Кожа да кости. Ты как погань буржуазную свергать будешь, а?
Уходят.
Каменский. Я в редакцию! После познакомимся. И нам надо придумать себе общее имя.
Каменский жмет руку Ионову и уходит.Ионов. О, как приятно вернуться.
27
Ионов. Армия левых росла быстро. Братьев Бурлюков было уже трое. Хлебников, Каменский. К нам… то есть, к ним… присоединились Бенедикт Лившиц, Николай Евреинов, Николай Кульбин, Елена Гуро… Они задумывались и о Блоке, но он ежился от холода непонимания и в одиночестве шел своей стороной.
Квартира Блока. Все в ней синее. И Блок тоже одет в синее. У него Каменский и Ионов.Блок. Откуда вы черпаете столько энергии, жизнерадостности?
Каменский. Для этого надо жить на людях.
Блок. Я не умею так. С головой увяз в книги и вот сижу зарытым, и, мне кажется, меня мало понимают или, вернее, совсем не понимают.
Каменский. Мы исправим это вместе.
Блок. Я как-то вне этой общей жизни. И, знаете, меня к ней не тянет.
Ионов. Многие писатели жили врассыпную, оторванные, отрезанные от читателей. Лишь немногие выступали с докладами. Своеобразными докладами.
Мережковский выступает с докладом на сектантском собрании.Мережковский. Русский народ считает себя Авелем, а интеллигенцию – Каином. И может так случиться, если роли переменятся, Каин убьет Авеля.
Ионов. Я не понял, кто же в конце концов кого убьет и почему?
Каменский. Враг народа – монархия и буржуазия.
Мережковский. Тсс! Что вы?! О таком только шепотом!
Блок. В синем небе, в темной глуби
Над собором – тишина.
Мы одну и ту же любим…
Ионов. Понял, ладно, нам пора.
28
Квартира Каменского. Каменский, Хлебников и Бурлюк и Ионов делают книгу из разнообразных обоев, всюду разбросанных. Хлебников. Вообще... мы – будетляне должны основать остров и оттуда диктовать условия... Мы будем соединяться с материком посредством аэропланов, как птицы. Станем прилетать весной и выводить разные идеи, а осенью улетать к себе.
Бурлюк. А чем же мы, Витя, станем питаться на этом острове?
Хлебников. Чем? Плодами. Вообще мы можем быть охотниками, жить в раскинутых палатках и писать... Мы образуем воинственное племя.
Бурлюк. (
Хохоча) И превратимся в людоедов. Нет, уж лучше давайте рыть каналы. Бери, Витя, лопату и айда без разговоров.
Хлебников. Мы должны изобрести такие машины... вообще... вообще…
Каменский. Витя, гуще давай проектов, шире работай мотором мозга, прославляй великие изобретенья аэропланов, автомобилей, кино, радио, икс-лучей и всяческих машин. Мир только начинает, его молодость – наша молодость. Крылья Райтов, Фарманов и Блерио – наши крылья. Мы, будетляне, должны летать, должны уметь управлять аэропланом, как велосипедом или разумом. Друзья, клянусь вам: я буду авиатором, черт возьми. Что стихи? Что наша литературная бомба? Ведь это только звено из цепи наших возможностей, кусок из арсенала энергии.
Бурлюк. (
Хохоча) Вася на аэроплане! Вася – птичка! Вася на крыльях с пропеллером! Поэт-авиатор! Вот это дело, достойное храброго будетлянина.
Каменский делает вид, словно он летает.
Бурлюк. Заряжай снаряды! Снаряжай заряды!
Хлебников дает Каменскому готовые книги. Каменский летит навстречу критику и сбрасывает на него книгу.Критик. (
Смотрит обложку) Садок Судей?! Это что такое… (
Открывает книгу,
разъяренно) Ять! Где ять?!
Критик взрывается. Каменский приземляется за трибуну, где его уже ждут Бурлюк и Хлебников.Бурлюк. (
Держа книгу в руке) Этой книгой мы кладем гранитный камень в основание «новой эпохи» литературы, и потому постановили: разрушить старую орфографию – выкинуть осточертевшие буквы ять и твердый знак.
Аплодисменты.
Бурлюк. Напечатать книгу на обратной стороне комнатных дешевых обоев – это в знак протеста против роскошных буржуазных изданий.
Аплодисменты.
Бурлюк. Дать материал только лирический, чтобы нашу книгу не могли конфисковать власти по наущению газет, от которых уже вовсю идет травля.
Аплодисменты.
Хлебников. Мы это… будетляне…
Тишина.
Бурлюк. Над названием мы еще думаем!
Жидкие хлопки.29
Ионов. Так в 1909 году основался в Петербурге русский футуризм. Где-то через год устремятся в Россию телеграммы газет о появлении на свет итальянских футуристов во главе с Маринетти.
Критик. «Будетляне» и «футуристы» – аналогия значенья слов полная и бесспорная.
Бурлюк. Все так… Но…
Каменский. Но зарождение нашего русского футуризма, наша «революция в искусстве», наша борьба за новое искусство и наши работы – явления исключительной самостоятельности, продиктованные временем и кризисом, отсталостью, мертвечиной, пессимизмом, мещанством, пошлостью старого искусства.
Хлебников. Да!
Критик. Кого вы дурите? Вы все огулом пошли от Маринетти!
Ионов. А ничего, что «Манифесты итальянского футуризма» появились в переводе Вадима Шершеневича только в 1914 году?
Критик. Что? Вы вообще кто и почему вы лезете к нам?
Бурлюк. Он наш! Футурист!
Критик. Наш… ваш… Все это наивные детские шалости. Возомнили из себя этакую шайку революционеров. Ваши выходки нелепы и… мертвы. Вот увидите, завтра о вас уже никто не вспомнит. Если хотите быть успешными авторами при деньгах и почете – встраивайтесь в систему, а не взрывайте ее. Система не мать – непослушных будет карать.
30
Дом Матюшиных. Елена Гуро за холстом, пишет картину. Всюду детские игрушки, портреты растущего мальчика. Гуро. Доля, доля доляночка,
доля ты, тихая-тихая моя, –
что мне в тебе, что тебе во мне,
а ты меня замучила.
Каменский. Дорогая наша Елена Генриховна Гуро! Мы поздравляем тебя с выходом «Шарманки»! В ней твое исключительное дарование густо, ветвисто и стройно, как сосновая роща.
Хлебников. И вообще… сосновым теплом веет от всей книги.
Каменский. Критики будут ругать! Но ты не слушай их!
Гуро. Да что мне критики, не до них мне. Я почти закончила портрет моего воздушного сына. Взгляните. А я пока нам приготовлю что-нибудь к столу.
Гуро уходит.Хлебников. Вообще… это ведь такая мрачная игра? Не пойму…
Каменский. Я слышал, она потеряла единственного сына-младенца и не смогла смириться с горем, не поверила смерти сына, а вообразила, внушила себе, что он жив. Игрушки, книжки с картинками покупает ему, и на его детский столик кладет… и ему стихи, сказки сама пишет, рассказывает.
Каменский и Хлебников окруженные игрушками стоят, звучит голос Елены Гуро.Гуро. Пролегала дорога в стороне,
Не было в ней пути.
Нет!
А была она за то очень красива!
Да, именно за то...
Приласкалась к земле эта дорога,
Так прильнула, что душу взяла.
Полюбили мы эту дорогу
На ней поросла трава.
Доля, доля, доляночка!
Доля ты тихая, тихая моя.
Что мне в тебе, что тебе во мне?
А ты меня замучила!
31
Ионов. На лето Каменский уехал в Пермь. Там он жил на камском берегу в лесной глуши, рыбачил, палил костры, бродил с ружьем по озерам, вдыхал тайгу, купался в Каме, катался на лодке и писал свой первый роман «Землянка». Надо сказать, что перед появлением на свет книги в разных кружках Василий читал отрывки из нее. На одном из чтений присутствовал известный критик, который заявил…
Критик. Поздравляю. Книга прекрасная, оригинальная, о ней будут говорить. Я лично напишу большую статью в «Русское слово», в «Биржевые ведомости». Прошу вас в первый же час выхода «Землянки» прийти ко мне в «Биржевку» с романом.
Ионов. Появление статьи в «Русском слове» о новом писателе означало получить известность. Василия ждала слава. Ему завидовали друзья, поздравляли. В сентябре с законченным романом Каменский явился в Петербург. И скоро книга была готова.
Приемная редакции. Взволнованный Каменский сидит и ждет, когда освободится критик. Ждет долго. Очень долго. Мучительно долго. Очень мучительно. Появляется критик.Критик. Ах, это вы. Но, милый мой, граф Лев Николаевич Толстой вчера ночью скрылся из дому и неизвестно где находится. Графа всюду разыскивают, и один бог знает, найдут ли. Вы сами понимаете, какое это великое событие, и мне, откровенно говоря, не до вашей книги. Но вы оставьте экземпляр мне. Если обойдется благополучно, напишу, как обещал.
Ионов. Это роковое сцепление обстоятельств огорчило Василия окончательно: хотя Толстой нашелся, но заболел, а потом пришла смерть. И весь мир был занят великой кончиной Толстого, и всем было не до романа.
32
Унылый Каменский идет по унылому Петербургу. По небу летят птицы, чирикают что-то на своем. Каменский обращает на них внимание. Прислушивается. Птичьи чириканья постепенно, словно настраивается на радио частота вещания, становятся человеческими голосами.Птицы. Мы – новый род люд-лучей. Пришли озарить вселенную. Мы непобедимы. Как волну, нас не уловить никаким неводом постановлений. Руку, товарищ Василий, пожарищ веселий. Венок тебе дадим и листвой серебра чела строгий камень оденем.
Каменский. Уж если мы действительно футуристы, если мы – люди моторной современности, поэты всемирного динамизма, пришельцы-вестники из будущего, мастера дела и действия, энтузиасты-строители новых форм жизни, – мы должны, мы обязаны быть авиаторами.
33
Ионов. Каменский выучился и стал авиатором. Не смотря на грозу и страшный ветер, он поднялся под облака, но упал, разбив свой «Блерио» на мелкие кусочки. В ночь катастрофы местные типографии печатали газеты, в которых говорилось, что во время падения в публике случилось двадцать три дамских обморока. А щепки от разбитого аэроплана народ растащил… на память. В некрологах писали крупными буквами: «Погиб знаменитый летчик и талантливый поэт Василий Каменский». Его возносили до гениальности, явно рассчитывая, что он не воскреснет. Василия спасло то, что упал он в болото. Символично, правда? И это болото не желало его отпускать. Оно говорило ему бросить все, уехать куда-нибудь в тихую лесную глушь. Так Василий и поступил. Выписавшись из госпиталя, он отправился в Пермь и в сорока километрах от города на вырученные с полетов деньги приобрел землю и стал строить дом.
34
Каменский в своем доме средь природы. Ляпота! Василий на кресле качалке, спокойно качается туда-сюда, попивает чай из самовара, готовит удочку к рыбалке. Кама разминает ноги Каменскому.Каменский. Как же хорошо! Природа, родимая, ни за что тебя не брошу! Ты моя радость! Моя любовь! Кама-мама, как же я скучал по тебе! Сегодня на рыбалку… Завтра за грибами... послезавтра…
Ионов приносит Бурлюка.Ионов. Вот, тебе письмо.
Каменский. (
Не глядя на них) От кого же?
Ионов. Сам посмотри.
Каменский обращает на них внимание.Бурлюк. Приезжай скорей, чтобы ударить с новой силой «Сарынь на кичку!». Пора. Прибыли и записались новые борцы – Алеша Крученых и Володя Маяковский. Эти два очень надежные. Особливо Маяковский, который учится в школе живописи вместе со мной. Этот взбалмошный юноша – большой задира, но достаточно остроумен, а иногда сверх. Дитя природы, как ты и мы все. Увидишь. Он жаждет с тобой встретиться и побеседовать об авиации, стихах и прочем футуризме. Находится Маяковский при мне постоянно и начинает писать хорошие стихи. Дикий самородок, горит самоуверенностью. Я внушил ему, что он – молодой Джек Лондон. Очень доволен. Приручил вполне, стал послушным: рвется на пьедестал борьбы. Необходимо скоро действовать. Ждем немедленно. Лети курьерским.
Каменский. Да-а. Давид, конечно, мастер агитации, но на меня это уже не действует. Пойдем рыбачить?
Ионов. Да. Письмо в печку выкинуть?
Бурлюк. Чего?!
Каменский. Оставь. Адрес там есть? Думаю… скататься что ли. На денек-другой. С друзьями повидаться. И обратно.
Кама. Вася, останься. Нам ведь так хорошо. Нам ведь хорошо?
Каменский. Хорошо. Очень хорошо! Но…
Кама. Здесь твое место. Рыбалка, охота, огород. Женишься, нарожаете детишек. Хочешь детишек?
Каменский. Хочу. Но…
Кама. Ты едва жив остался! Кто тебя спас? Болото! А кто его попросил?
Каменский. Это уже перебор, Кама-мама.
Кама. Согласна. Короче, Вася, здесь со мной ты будешь счастлив, а там… не факт, что вообще выживешь. Ты свое обещание выполнил, остановись, пока можешь.
Каменский. Наверное, ты права.
Ионов. Или нет.
Каменский. Или нет.
Кама. (
Сдавливает ноги Каменского) Не зли меня!
Каменский. Пусти! Пусти!
Кама держит Каменского за ноги. Василий пытается освободиться.Ионов. Удочку!
Каменский бросает удочку Ионову. Ионов закидывает крючок, Василий не с первого раза ловит его. Ионов и Бурлюк с трудом вытаскивают Каменского из лап Камы.Ионов. Бегите, я ее задержу!
Бурлюк и Каменский убегают.Кама. Тебе здесь не место!
Ионов. Не подходи! Я плавать не умею!
Кама. Я научу.
Ионов. Ну нахер.
Ионов убегает. Кама за ним.35
Москва. Квартира Бурлюка. За столом сидят Бурлюк, Маяковский и Каменский. Пьют чай.Бурлюк. Вот, Василий, это и есть Владим Владимыч Маяковский, поэт-футурист, художник и вообще замечательный молодой человек.
Каменский. Очень приятно.
Маяковский. Взаимно.
Пьют чай.Маяковский. А ты, Василий, Горького знаешь?
Каменский. Лично – нет.
Бурлюк. Очень уж Владим уважает его.
Маяковский. А сам – нет что ли? Он в Петрограде щас…
Бурлюк. Интересно, что он думает о нас…
Маяковский. Да он знать о нас не знает!
Каменский. Еще узнает, не переживай.
Пьют чай. Бурлюк не выдерживает, вскакивает на стол и заводит речь.Бурлюк. Мы есть люди нового, современного человечества! Мы есть провозвестники, голуби из ковчега будущего. И мы обязаны новизной прибытия, ножом наступления вспороть брюхо буржуазии-мещан-обывателей. Пора, друзья, за копья! Сарынь на кичку!
Маяковский. (
Вскакивает) Мы им дадим! Мы им поднесем!
Каменский. Не надо, прошу! Хватит. Это все слишком. Я ведь там чуть не умер. Ты понимаешь?
Бурлюк возвращается на место.Бурлюк. Прости, брат. Я должен был попытаться. Ты нам нужен.
Каменский. А мне нужен покой, чай и стихи.
Маяковский собирается уходить.Бурлюк. Ты куда?
Маяковский. Ты говорил, что он футурист до мозга костей. Человек-птица, покоривший небо. А что я вижу? Испуганную курицу.
Каменский. Что?!
Маяковский. А, простите. Кудах-тах-тах!
Бурлюк. Остынь!
Каменский. Это я курица? Да я…
Маяковский. Кудахтанья одни.
Каменский хватает Маяковского за грудки, к ним подбегает Бурлюк.Каменский. Я не курица.
Маяковский. Докажи.
36
Квартира Максима Горького. Горький занимается своими делами. Звонок в дверь.Горький. Кто?
Каменский. Василий Каменский. Я вчера заходил…
Горький. А, Василий!
Горький открывает дверь.
Каменский. Алексей Максимович, мы не рано.
Горький. Как раз к обеду, проходите, располагайтесь.
В квартиру заходят Каменский, Бурлюк и Маяковский. Двое последних ведут себя как два прожженных поклонника перед кумиром.Горький. Василий, на чем мы закончили нашу беседу?
Каменский. Мы говорили о странности отношений между старыми и молодыми поэтами.
Горький. Точно! А ведь казалось бы, тех и других у нас очень мало. Можно бы дружить, поддерживать друг друга на общую народную пользу. Надо действовать под лозунгом: они – свое, а мы – свое.
Бурлюк. Очень хорошо сказали! Очень правильно!
Горький. Да ну что уж…
Бурлюк достает из кармана записную книжку.Бурлюк. Алексей Максимович! А запишите этот лозунг. На память. Мне. Пожалуйста. Если не сложно.
Горький записывает.Бурлюк. И свое имя… а фотоаппарата у вас нет?
Маяковский. Толстой был прав, когда сказал: «Я не могу молчать». Я тоже.
Горький. Толстого признаете. И то ладно.
Маяковский. Вы про нас знаете?!
Горький. Василий вчера рассказал.
Маяковский. Мы-то признаем, а только нас не признают. Но лично вас, Алексей Максимович, просто горячо любим, по-настоящему любим.
Горький. Ну спасибо за…
Маяковский. Начинаю!
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.
У меня в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
Иду – красивый,
двадцатидвухлетний.
Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтобы были одни сплошные губы!
Приходите учиться –
из гостиной батистовая,
чинная чиновница ангельской лиги.
И которая губы спокойно перелистывает,
как кухарка страницы поваренной книги.
Хотите –
буду от мяса бешеный
– и, как небо, меняя тона –
хотите –
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а – облако в штанах!
Тишина. Все ждут реакцию Горького. Горький сметает слезу, подходит к Маяковскому и обнимает его. Каменский и Бурлюк аплодируют.Горький. Огромный самородок! Русский самородок! Золотой самородок! Большущая сила!
Маяковский. Я задумал это как увесистую поэму, работаю над ней. «Тринадцатый апостол» назвал.
Горький. Вы еще подумайте над названием.
Бурлюк. Я тоже хочу свое прочесть!
Маяковский. А у меня еще свои не кончились!
Бурлюк. А я еще картины пишу!
Маяковский. Нашел, чем удивить.
Каменский. Алексей Максимович, а пойдемте с нами в «Бродячую собаку».
Бурлюк и Маяковский. Да!
Горький. Ну, даже не знаю.
Бурлюк и Маяковский. Просим! Просим! Просим Алексея Максимовича на сцену! Просим!
Бурлюк, Маяковский и Каменский провожают Горького на сцену «Бродячей собаки».Каменский. Скажите что-нибудь о футуристах! Признавать их или нет?..
Пауза.
Горький. В них что-то есть.
Взрыв аплодисментов.37
Шум, крики, давка. Переполненный зал. Появляются Маяковский в желтом распашоне, в цилиндре на затылке, Бурлюк – в сюртуке и желтом жилете, с расписным лицом, Каменский – с желтыми нашивками на пиджаке и с нарисованным аэропланом на лбу.Каменский. Мы, гениальные дети современности, пришли к вам в гости, чтобы на чашу весов действительности положить свое слово футуризма...
Критик. А почему у вас на лбу аэроплан?
Каменский. Это знак всемирной динамики! Современность всем нам диктует быть новыми людьми и по-новому понимать жизнь и искусство! Мы будем очень счастливы вооружить вас, друзья современности, своими великолепными идеями.
Ионов. Да здравствует футуризм!
Критик. Долой футуризм! Довольно!
Маяковский. Вы знаете, что такое красота?
Критик. Почему вы одеты в желтую кофту?
Маяковский. Чтобы не походить на вас. (
Аплодисменты) Что такое красота? Это не воспоминания старушек и старичков, утирающих слезы платочками, а это – современный город-дирижер, растущий в небоскребы. Красота – это микроскоп в руках науки, где миллионные точки бацилл изображают мещан и кретинов.
Критик. А вы кого изображаете в микроскопах?
Маяковский. Мы ни в какие микроскопы не влазим.
Аплодисменты.
Бурлюк. Теперь, ныне, сегодня, сейчас перед вами, современниками, выступают ваши апостолы, ваши поэты, ваши футуристы, воспевающие культуру городов, мировую динамику, изобретения, открытия – словом, все, что дает нового современность. И мы полагаем, что вы должны требовать от искусства смелого отражения действительности.
38
Ионов. Наэлектризованный зал долго не отпускал нас с эстрады, требуя стихов. Без конца, как своих друзей, нас приглашали в гости: в кружки, в студенческие столовки, на сходки, просто на вечеринки. И мы, разумеется, ходили со стихами. Наши книги лежали на столах, бегали по рукам, стихи заучивались, горячо читались. Жизнь бурлила, как кипяток в печке, и каждый новый день приносил новые достижения.
Маяковский. Ну, что же вы, ну, давайте веселиться, целоваться, любить, ругаться и вообще что-нибудь делать замечательное.
Ионов. Вперед и с песней!
Маяковский в обнимку с Ионовым уходят.Каменский. Давид, где Хлебников? Давно его не видел.
Бурлюк. Хлебников твой на дуэли кончился.
Каменский. Что?!
Бурлюк. Шучу. Хотя может и стоило его кончить, засранца такого.
Каменский. Да что случилось-то?
Бурлюк. Пока тебя не было, Вася, в Россию Маринетти приезжал.
Каменский. Слышал. По заказу Кульбина.
Бурлюк. А наш неисправимый будетлянин, на пару с Лившицом, решили выказать должное уважение господину основателю итальянского футуризма. Распечатали листовки и во время лекции Маринетти давай по лавкам бегать, делиться своими соображениями. Дедушка Кульбин, ясно дело, взбесился, вырвал пачку листовок у Лившица и разорвал их в клочья. А затем принялся гоняться по залу за Хлебниковым, чтобы то же самое сделать и с его листовками. В результате Хлебников вызвал Кульбина на дуэль.
Каменский. (
Смеясь) Ай да Хлебников! Не человек – паровоз!
Бурлюк. Да глупец он. Видеть его не хочу.
Каменский. А я хочу.
Бурлюк. На. Сохрани потомкам.
Бурлюк отдает листовку Каменскому. Прибегает Маяковский.Маяковский. Где вы пропадаете? С кем? Почему не со мной? Не могу я без вас!
Каменский открывает листовку.Хлебников. (
Тихо, но с напором) Сегодня иные туземцы и итальянский поселок на Неве из личных соображений припадают к ногам Маринетти, предавая первый шаг русского искусства по пути свободы и чести, и склоняют благородную выю Азии под ярмо Европы. Люди воли остались в стороне. Они помнят закон гостеприимства, но лук их натянут, а чело гневается. Чужеземец, помни страну, куда ты пришел!
Маяковский. Иногда мне кажется, что Витя и сам не понимает, какой он блестящий поэт. И вообще он ни черта не понимает в жизни! Святой какой-то, и это меня ужасно злит. Почему, например, у него нет голоса? Разве в наши идиотские дни можно быть поэтом без голоса, когда живешь только глоткой, когда надо орать, драться, таранить!
Критик. Вы поете песни Маринетти!
Каменский. Вздор! Провокация! Маринетти прославляет войну как единственную гигиену мира. А мы никакой войны между народами не желаем! Мы поем свои собственные песни о торжестве современности над рухлядью обывательского безотрадного бытия.
Хлебников. Спасибо тебе, Вася!
39
Критик и полицеймейстер у афиши, рекламирующей выступление Бурлюка, Каменского и Маяковского.Критик. Обратите особое внимание на этих людей! Это опасные личности! Они развращают, революционизируют шальную молодежь, разжигают страсти, устраивая публичные скандалы.
Полицеймейстер. Разберемся.
Полицеймейстер срывает афишу и уходит с ней.